Главная О Клубе Календарь Мероприятия Новости Репортажи Фото Форум Опыт Библиотека Ссылки
Репортажи      
Архив  2006 2005 2003 2002 2001 2000 1999 1998  

ШЕСТЬ ДНЕЙ И СЕМЬ НОЧЕЙ С ЛАДОГОЙ И "BOCHKAREV"

Самое значительное внедорожное приключение этого года - большое трофи "Бочкарев" - поставило столь же большой вопрос о сути подобных мероприятий, но было очень интересным, хоть и не для всех. Почти полторы тысячи километров по изумительным по красоте местам, из них две сотни - по тяжелому бездорожью. Спецучастки максимальной категории сложности, истинный team-spirit, настоящая усталость в сочетании с абсолютной решимостью - такой коктейль остается в сердце надолго, если не навсегда.
"Позвольте, почему шесть дней? - спросит, увидев заглавие, продвинутый джипер-теоретик, читающий автомобильную прессу от корки до корки и живущий в АвтоИнтернете. - Было же девять: с 3 по 11 июня". А второй по популярности вопрос, который мне задавали друзья и коллеги: "Пива-то хоть на халяву напился? "Бочкарев" же трофи!". Отвечаю всем и сразу - пиво пил за свои и чаще не "Бочкарев", а дней стало на три меньше, потому что, когда не спишь ночами, особенно белыми, то и три дня могут превратиться в один.
Маршрут трофи проходил вокруг Ладожского озера, за что и был назван "Ладога трофи". Нынешнее наименование оставим на совести организаторов, поскольку для участников оно так и осталось "Ладогой". Из Беларуси на соревнования приехало четыре экипажа: три из Минска и один из Витебска. Наш состоял из командира и первого пилота Олега Лосьмакова, второго пилота и механика Сергея Врублевского, а также вашего покорного слуги в роли штурмана и немного боцмана. Необходимо сразу сказать, что если бы мы, белорусские экипажи, пошли командой, а такая возможность предоставлялась регламентом, то в командном же зачете наверняка заняли бы первое место. Однако личные мотивы и технические сложности не позволили сделать это. В Петербург к регистрации мы прибыли под самый финал, едва успев пройти комиссии и получить причитающиеся нам пакеты с документацией, номерами, рекламой и картами. Пока то да се, пока прилепили наклейки, тут подтянули, там подмотали, поставили шноркель, настала почти белая ночь. Короче, мы так и заночевали у самого берега Финского залива: кто на крыше машины, кто в салоне.
Пробуждение, понимание, что забыли перевести часы на российское время, а потому опаздываем, суматошные сборы, какой-то завтрак, приезд на подиум и собственно старт слились в одну, мелькающую, как кинолента, картинку. Со стартового подиума мы отправились сразу на СУ1. Группы, которыми шел "рейд", подбирались жеребьевкой, потом перед стартом этапа перебирались и уже прямо перед СУ вновь собирались, но уже в ином составе. Долго ли, коротко ли, а город закончился, шоссе тоже, а там проселки, и вот оно - первое препятствие. Сделаю небольшое отступление для тех, кто не часто читает материалы про 4х4. Участники мероприятий, подобных "Ладоге", делятся на категории: "спорт" - в которой идут индивидуально на время, "рейд" - группами и на очки, выставляемые по "Гамбургскому счету", и "туризм" - тоже группами, но без оценок и иногда по чуть менее сложной трассе. На "Бочкарев" приехали еще и мотоциклисты, отчаянные люди, порой по частям переносившие своих "коней" через препятствия. "Спорт" стартует первым, потом - "рейд", потом - остальные.
Первый день гонки и первый участок оказались довольно трудными. Очень немногим удалось с ходу форсировать болото и ручей, кто-то поломался, кое-кто сразу отказался от дальнейшей борьбы, ощутив на собственной шкуре, что не готов. Так или иначе, а наша группа в полном составе добралась до СУ2. Если бы мы знали, что нас ждет впереди, если бы внимательнее читали регламент, то, возможно, все прошло бы намного проще. Тут еще оказалось, что в одной машине из нашей группы лебедка ручная, а у второй - электрическая, которая сгорела в первом болоте. А впереди - участок с 11-й категорией сложности. Полагаю, что 12-я - это отвесная стена в полкилометра высотой или собственно Ладога, то есть нечто абсолютно непроходимое.
Главным препятствием СУ2 стало огромное болото, местами со старой гатью, которая только мешала, и открытым участком в 250 метров. Звучит все это довольно буднично, но на деле представляет собой серьезнейшее испытание для машин, оборудования и нервов экипажей. Открытый участок назывался открытым по той простой причине, что там не росло ни одного дерева, которое можно было бы использовать в качестве якоря для лебедки, а ехать просто так машины были не в состоянии. Болото, знаете ли. Мы начали строить гать и, подкладывая сэнд-траки, пробиваться вперед. Двигались по несколько метров в час, так что и закат, и рассвет встретили в этом же самом болоте. Наконец зацепились лебедкой за ближайшую сосну и вытянулись на сухое.
Поплутав немного, повоевав с колеей, канавами и лужами, подобрались к точке, обозначенной как финиш спецучастка. На последних нескольких сотнях метров то тут, то там попадаются брошенные машины - многие сломались и пошли на финиш за техничками пешком. Измотанные, голодные, искусанные комарами джиперы начинают тихо и в голос роптать на организаторов за то, что они устроили такую засаду на первый день. Никто даже "вкататься" не успел, а уже поломки, отчаяние, злость. Контрольное время кончилось, и теоретически нас должны пенализировать вплоть до снятия с маршрута. Представляете, какое у всех было настроение? Однако делать нечего, ползем вперед, попеременно вытаскивая машины без лебедок. Встреченные по пути ребята из Прибалтики, которые шли обратно к своей оставленной машине, рассказали, что финишировали только две или три группы из рейда, мол, остальные еще на СУ. Это нас немного подзадорило - есть шанс остаться в зачете, тем более что время финиша и старта следующего этапа продлено на два часа.
После точки финиша, на которой уже никого не было, дорога не становится проще. Снова колея и грязь, а под конец мы просто-таки утыкаемся в огромную лужу, почти озеро, в глубине которой теряются следы машин. Пока мы переползали через нее, перетаскивали наших "раненых" товарищей, подошли еще несколько групп, а впереди уже был слышен рев моторов эвакуаторов. Мы не развалили группу, не бросили своих в лесу, а решили отказаться от эвакуации и сами пробиваться вперед. Как нам объяснили, невыход на СУ никак не наказывается, а только не добавляет очки. Одну машину взяли на буксир, поскольку она больше застревала, чем ехала, остальные пошли сами. Как мы выбрались на нормальную дорогу, помню плохо - заснул, каюсь.
Когда после 150-километрового перегона мы приехали в лагерь, были уже сумерки. Пропустив этапы второго дня, мы успели хоть немного отдохнуть и подготовиться к следующим испытаниям. Таким образом, день первый для нас плавно перетек в день третий, который начался с приключений прямо на выезде из лагеря. Сложенный из бревен мост "собрал" кто-то из спортсменов, и перед переправой образовалась пробка из желающих успеть на старт СУ5, мы - в их числе. На самом старте ввиду неразберихи группы вновь перетасовали. В легенде напротив СУ5 стояла приписка "брод 1,4 метра". Вот так - из болота да в брод. Надо добавить, что в этот день на старт вышли далеко не все, кто стартовал в первый день: 36 из 52 спортсменов и 23 из 40 рейдовиков. Трудным выдалось начало.
После того что было в начале пути до брода, остальное показалось детской прогулкой, хотя неприятные моменты все же были. Для нас ими оказались каменистые россыпи. В Беларуси таких мест нет, поэтому опыта практического тоже нет. Сказать, что мы спасовали, так опять нет! Сперва только побегали, поорали друг на друга, руками помахали, а после ничего - шустренько так пробирались, даже обогнали некоторых. Постепенно осмелели достаточно, чтобы не тащиться по колее, уткнувшись в колонну впереди идущих, а выбирать свои пути, обгоняя застрявших.
Когда подошли к броду, то увидели безрадостную, особенно для нас, картину. В воде стояли, как огромные железные бегемоты, зарывшиеся в ил по спину, "Рэйнджи", разматывая лебедки. Почему-то именно Range Rover показали себя в броду с худшей стороны. По-моему, только мы и прошли препятствие своим ходом, остальных пришлось вытаскивать. Ничего, вытащили, просушили намоченные провода, продули цилиндры и поехали дальше. Но не далеко, колея захватила в свои цепкие объятия сразу три группы рейда и кого-то из спортсменов. Пришлось объехать их "по сухому". Странно все-таки, чего они все в грязь суются - вот же рядом почти асфальт. В результате прошли мы этот спецучасток, всего один раз размотав лебедку, когда сели на бревно в самом начале этапа. Дорога от финиша СУ до лагеря могла бы стать еще одним спецучастком, но опытным джиперам с подготовленными как следует машинами она не доставила особых хлопот.
Четвертый день состоял в основном из перегона вокруг северного побережья Ладожского озера на восточный берег. К старту этапа успеваем чудом, после идем легко и непринужденно, взяв за правило искать собственный путь, а не ломиться за всеми. В этот день начались наши технические проблемы, которые переросли в достаточно серьезные. Тем не менее, преодолев препятствия, на которые многие тратили часы, буквально за минуты, мы успели еще пару раз поковыряться в моторе и попасть на финиш вовремя и в составе группы. На перегоне между этапами всех ждал традиционный для Ладожского трофи водопад. Удивительное по красоте место: бурая вода с ревом падает вниз с многометровой высоты, фейерверк брызг, тысячи маленьких радуг и тучи комаров. Описывать словами увиденное бесполезно. Красота природы - сильная сторона "Ладога трофи". Такие виды и места, которые мы встретили за время прохождения маршрута, найдутся не в каждом проспекте самого "Томаса Кука".
Финал этого дня оказался и вовсе фантастическим. Спецучасток с многообещающим наименованием "Малое офф-роудное кольцо" оказался не столько сложным, сколько чрезвычайно интересным и разнообразным. Почти все возможные препятствия собрались вокруг тихого лесного озера, берега которого испещрены окопами прошедшей войны. Подготовленным машинам "кольцо" пришлось вполне по вкусу и по зубам, а вот "туристы", которые ехали следом, повозились в некоторых местах о-го-го как.
Маршрут пятого дня не представлял бы больших трудностей, если бы не наши технические проблемы. Начинался день просто - выскочившая из чашки пружина прорезала колесо. Перебортировали "запаску" и поехали дальше: дело-то, только вот колесо жалко. Стартовали бодро, но машина стала все хуже и хуже заводиться, потом совсем встала. Решили разобраться, в чем дело. Сняли стартер, поменяли пружину щетки, а времени ставить уже не остается, завелись с троса, благо в группе были наши ребята из минского клуба, поехали. Вдруг запел выжимной. Пел-пел, да и затих прямо перед мостиком из пары бревен. Мы было расслабились, а зря. Сцепление пропало прямо на мосту. Ничего, тронулись опять с троса и прямо на веревке, но своим ходом пошли дальше. Так и финишировали - без стартера, без сцепления и, можно сказать, без колеса. О выравнивании рулевой тяги, типичном занятии владельцев Range Rover на бездорожье, я уже и не упоминаю. Как говорится, "настроение бодрое, идем ко дну"! Несколько утешало то, что на следующий день намечена была дневка, да и ночь впереди, вот только до лагеря еще километров двести пятьдесят, и выжимной на Range Rover в ближайшем сельпо вряд ли продается.
Подшипник мы нашли, заменили, стартер поставили, немного даже поспали. В это время остальные участники поехали смотреть пляжную и дюнную гонки. Обе они стали традиционными для "Ладоги" и хорошим шансом выделиться для тех, кому не очень везло в болотах. Собственно, пляжная гонка ничего особенного из себя не представляла: машины ехали на время по пляжу и по кромке воды до вешки, а потом возвращались назад. Другое дело - дюнная гонка. Там было на что посмотреть и себя показать. Мощность мотора и степень подготовленности машины не были решающими факторами. Главное - точный расчет скорости, навыки пилота, в какой-то степени - масса внедорожника и уж точно - умение балансировать на грани азарта и хладнокровия.
Болота и прочие мелочи последних этапов уже не были чем-то неожиданным: все-таки неделя интенсивнейших, если можно так сказать, тренировок дает о себе знать, так же как и опустошающая усталость, сглаживающая эмоции и впечатления. Причем усталость не столько физическая, сколько моральная. Дух трофи, знаменитый "тим-спирит", то, что зовется джиперским братством, тусовкой, стал вдруг трещать по швам и рассыпаться, больно раня осколками. Трудно сказать, что послужило причиной - система подсчета очков, откровенно бестолковый в некоторых местах регламент и неразбериха в стане организаторов, а может, несоответствие поведения некоторых экипажей тому самому духу трофи, когда все делается напоказ, а за спиной поливается грязью все и вся. Не хочу вспоминать плохое, потому что это не главное. Главное - что мы сделали это, сделали, несмотря на технические, организационные и прочие проблемы, что не сдались, как многие другие, нашли силы дойти до финиша и занять неплохое, кстати, место.
Наши соотечественники выступили еще лучше. Экипаж на "буханке" УАЗ 39629 в составе Николая Гриба, Василия Киселева и Виктора Баркова из Минска занял второе место, не дотянув до первого всего ничего, а экипаж из Витебска на Toyota LC LJ70 - Андрей Скоморохов и Андрей Крень - соответственно третье. Если так дело пойдет, глядишь - наши белорусы все три призовых места займут скоро. Интересующимся скромно доложу, что мы тоже вошли в первую десятку.

Игорь НАДИН
КОРВЕТ No 9, 2001 г.

Банеры Белорусского Клуба 4х4
Форум  


Фотоальбом  


Погода на 8 июля  

Карты Беларуси (2 км)  

Карты Беларуси (2 км)
Интернет магазин аксессуаров, оборудования и запчастей для внедорожников
Крым 4х4